МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ТАНЦУЙ СО МНОЙ» по ритмической пластике с элементами хореографии для детей старшего дошкольного возраст

Музыкальный руководитель:

Тетерюк Виктор Алексеевич

 

С о д е р ж а н и е
1. Пояснительная записка………………………………………….…………3
2. Структура занятия по ритмопластике…………………………………….6
структура ритмической гимнастики………………………….….……….7
3. Тематические, перспективные, календарные планы………..…….…….8
4. Методические рекомендации…………………………………….……….33
5. Требования к подбору музыки…………………………………..………..34
6. Требования к подбору движений………………………………………….34
7. Условия……………………………………………………………………..35
8. Используемая литература …………………………………….…………. 35
9. Приложение № 1. Разработки танцев, танцевальных композиций….36
10.Приложение № 2. Комплексы ритмической гимнастики…….…….…45
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Ритмопластика тесно связана с хореографией, но между ними есть различие.

Ритмопластика – это выполнение движений под музыку в заданном ритме, развивая гибкость и пластичность движений.

Хореография – от греческого хорео – пляска, графия — запись, пишу т.е. запись танца, композиции и т.д. Состоит хореография из пластики в совокупности с выразительностью возможностей человеческого тела и лица, то есть мимики и жестов, без помощи речи. Раскрывается содержание – тема и сюжет.

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей движениям, я сделал вывод, что они созданы при наличии своих условий и возможностей это – «Ритмическая мозаика» — А.И.Бурениной; «Танцевальная мозаика» С.Слуцкой. Каждая из них хороша по своему, но невозможно взять одну из них и работать, так как в каждой есть свои плюсы и минусы.

Поэтому, исходя из своих условий и возможностей, я разработал свою программу, которая приемлема для работы в нашем детском саду. Цель моей программы укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие пластичности, музыкальности и творческих способностей. Ритмопластика входила в жизнь детского сада постепенно. На протяжении 6 лет в детском саду я проводил ритмическую гимнастику с детьми старшей и подготовительной группы. Затем я стал больше уделять внимания музыкально-ритмическим движениям на занятии и когда был виден положительный результат организовал вокально-танцевальный кружок «Улыбка», где дети пели и танцевали. Увидев положительный результат, заведующая и старший воспитатель предложили продолжать вести кружковую работу по ритмопластике. Апробируя собранный материал в течении трех лет выбирал наиболее эффективный и интересный материал, который вошел в программу «Танцуй со мной». Программу можно использовать как для кружковой работы, так и для фронтальных занятий с детьми для общего физического развития.

В процессе занятий ритмопластикой у детей формируются психические процессы, развиваются творческие, музыкальные способности, двигательные качества. Формирование разнообразных навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с музыкой и ритмическими движениями.

Ритмопластика приобщает к творчеству, воображению, фантазии и импровизации, в ходе чего у ребенка формируется адекватная оценка и самооценка.

Актуальность программы в том, что занятия ритмопластикой позволяют ребенку развивать творческие способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений. У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости и комплексов. В танцах дети самоутверждаются, проявляют индивидуальность, получая результат своего творчества.

Новизна данного проекта в том, что на базе детского сада вводится кружковая работа, которая позволяет углубленному изучению танцевальных движений, движений на постановку корпуса, а закрепляется часть материал со всеми детьми на музыкальных занятиях и ежедневно на утренней гимнастике. С детьми, занимающимися в кружке, ставятся более сложные танцы и танцевальные композиции, так как в кружок выбираются более способные дети. Они быстрее усваивают материал, чувствуют ритм, темп. На музыкальных занятиях во время музыкально-ритмических движений эти дети могут быть образцом для показа и помощником педагога с более слабыми детьми, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности, так как времени на закрепление очень мало.

Цель программы — укрепление здоровье детей, формирование правильной осанки, развитие пластичности, музыкальности и творческих способностей.

Задачи программы:

Оздоровительные:

· Укреплять опорно-двигательный аппарат, развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.

· Заботиться о физическом и психологическом благополучии детей.

· Не допускать физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.

· Выполнять различные танцевальные движения с желанием и удовольствием как на занятиях по ритмопластике, так и в самостоятельной деятельности.

Обучающие:

· Учить правильному выполнению упражнений как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу).

· Учить танцевальным движениям, несложным танцевально-хореографическим композициям, этюдам.

· Передавать в пластике музыкальный образ, используя знакомые движения.

· Исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавать пластический образ.

Развивающие:

· Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце.

· .Развивать творческие способности детей, музыкальный слух, память, чувство ритма.

· Формировать выразительность движений, красивые манеры, походку

Воспитательные:

· Создать комфортные условия эмоционально-психологического климата на занятиях для каждого ребенка.

· Воспитывать художественный вкус, интерес к движению.

· Воспитывать умение радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

Продолжительность реализации программы — 2 года обучения.

Предусматривается 2 этапа работы:

1 – с детьми 5-6 лет (старшая группа);

2 – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).

Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками «взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Режим занятий при наполняемости группы 20 человек, занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 10 человек в один день во вторую половину дня.

Дни занятий кружка выбирается в зависимости от учебной нагрузки и в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут для детей старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы. Мальчики и девочки в кружке занимаются вместе.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические занятия – объяснение, показ нового движения и его название,

беседа с детьми о характере музыки, — так и практические – непосредственное выполнение подготовительных, музыкально-ритмических, танцевальных упражнений, танцевально-хореографических композиций, выполнение движений по показу ребенка, выступление на праздничных утренниках, развлечениях.

Помимо занятий по ритмопластике ежедневно вместо утренней зарядки проводится ритмическая гимнастика для всех детей каждой возрастной группы продолжительностью 8 — 10 минут в старшей и 10 – 12 минут в подготовительной группе.

Ожидаемый результат.

После проведения каждого этапа обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения, умение оценивать свои творческие проявления и давать обоснованную оценку другим детям. В конце каждого года обучения проводится открытое занятие для родителей.

1 этап.

Дети овладевают определенными знаниями и умениями при выполнении музыкально-ритмических упражнений:

Ø выполняют основные виды ходьбы, бега;

Ø перестраиваются из колоны по одному в пары, четверки;

Ø выполняют основные позиции ног (I и VI позиции), рук – (руки внизу свободно опущены, руки на поясе);

Ø выполняют танцевальные движения: каблучок, пружинка, полуприсед, присядка, прямой, боковой галоп, поскоки, прыжки, ковырялочка, притопы.

Ø выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабления и растяжку.

Ø показывают знакомые композиции вместо педагога (по очереди, по желанию),

Ø исполняют несложные танцы, музыкально-ритмические композиции.

2 этап.

Дети свободно владеют музыкально-ритмическими упражнениями, выполняют их легко и непринужденно:

Ø выразительно, легко и точно выполняют движения под музыку;

Ø освоили большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;

Ø освоили сложные виды движений: шаг на припадании, переменный шаг, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений из современных детских танцев.

Ø показывают знакомые музыкально ритмические композиции вместо педагога;

Ø самостоятельно исполняют музыкально-ритмические, народные и современные танцы.

2. Структура ритмической гимнастики

 

Части занятия Длитель-ность Кол-воупражн. Ход занятия
Подготовительная часть 2 – 3 мин 5 — 6 1. Вход детей.2.Виды ходьбы, бега ипрыжковые движения.3. Перестроения в четыре

колоны.Основная часть4 – 6 мин12 – 151. На постановку корпуса.2.Для мышц шеи.2. для мышц рук и плечевого пояса.3. Для мышц туловища.

4. Для ног.

5. Сидя и лежа.Заключительная часть2 — 3  мин4 — 51.упражнения для рук, ног.2.Упражнения на расслабление, гибкость и дыхание.И Т О Г О8 — 12 мин21 -26 

Структура занятия по ритмопластики.

 

Части занятия Длитель-ность Кол-воупражн. Ход занятия
Подготовительная часть 4  мин. 5 — 6 1. Вход детей, перестроение.2.Поклон, перестроение в круг.3.Виды ходьбы, бега ипрыжковые движения.

4. Перестроения в четыре

колоны.Основные музыкально двигательные упражнения5 — 6 мин5 — 61. Упражнения для постановки корпуса.2. Подготовка к танцевальным движениям.Танцевальные элементы8 — 10 мин3 — 51.Выполнение танцевальных упражненийЗаключительная часть2 — 3 мин2 — 31.упражнения для рук, ног.2.Упражнения на расслабление, гибкость и дыхание.Танцы и танцевальные этюды.6 — 7 мин1 — 21. Разучивание и закрепление танцев и танцевальных композиций.И Т О Г О25-30 мин16-22

 4. Методические рекомендации.

Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. С первых занятий необходимо научить ребенка правильно и красиво двигаться под музыку. Обучение движений начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Движения показываются с полной амплитудой и с соблюдением всех требований предъявляемых к его характеру и форме, чтобы ребенок понял какой идеал, к которому они должны стремиться. После исполнения упражнения педагог объясняет, какие допущены ошибки, затем повторяют упражнения снова.

На занятиях с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. Для этого необходимо на каждом занятии выполнять упражнения для постановки корпуса. Для поддержания интереса упражнения выполняются в разных вариантах, изменяя исходные положения, вводя всевозможные дополнения, ускорения и замедления темпа, изменения амплитуды.

Детей привлекают упражнения, овладеть которыми можно за короткий срок. Для повышения интереса на занятиях ритмопластики и ритмической гимнастики является удачно найденная образность движения, смена музыкального произведения.

На каждом занятии ритмопластики после вводной ходьбы и перестроения в колоны хорошо вводить разные виды поклона – это и знакомство с видами поклона, и приветствие педагога и воспитанников вместо слова «Здравствуйте».

Занятие разучивается в течении месяца (одно занятие в месяц) с постепенным добавлением нового материала.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности, — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному, так как организм различно реагирует на физические нагрузки.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий, в противном случае снижается достигнутый уровень умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип повторяемости материала. Занятия ритмопластики и ритмической гимнастики требуют повторения вырабатываемых навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.

Принцип наглядности в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный

5. Требования к подбору музыки.

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. Длительностью 3 – 4 минуты. Музыкальные произведения должны быть разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.). Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, формирует художественный вкус. Для занятий лучше брать музыку без слов – инструментальную или караоке для детей и взрослых, чтобы был четкий ритм и удобный темп для выполнения движений.

6. Требования к подбору движений.

В ритмопластике и ритмической гимнастике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

· доступными;

· понятными;

· разнообразными, нестереотипными.

Музыкально-ритмические упражнения и танцы не должны перегружаться большим количеством движений. Длительность их не должна превышать 3 – 4 минуты.

7. Условия.

Для выполнения программы разработаны:

· тематические планы

· перспективные планы.

· разработаны подробные календарные планы на учебный год, на каждое занятие, по каждому возрасту;

· комплексы ритмической гимнастики;

· танцы, хороводы и музыкально-хореографические композиции.

Имеется музыкальный материал:

· кассеты А.И.Бурениной по программе «Ритмическая мозаика»

· Диски и кассеты Т.И.Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»

· Классическая музыка.

· Детские песни современных композиторов;

· популярные танцевальные мелодии;

· танцы народов мира;

· русские народные мелодии;

· Современны песни;

· Караоке для детей из мультфильмов и художественных фильмов и др.

Также имеются ТСО:

· музыкальный центр,

· Телевизор;

· Видеомагнитофон.

Подготовка к работе:

· Занятия по ритмопластике проходят под заранее подготовленную фонограмму на CD дисках для каждого занятия.

· Ритмическая гимнастика – музыка к каждому комплексу и каждой возрастной группе записана на кассеты.

· Дети занимаются в облегченной форме, в носках на паласе в проветренном зале на паласе.

8. Используемая литература.

1. Буренина А.И. Программа по ритмопластике для детей «Ритмическая мозаика» — Санкт-Петербург 2000.

2. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. – Москва. Издательство

«Гном и Д» 2004.

3. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в деском саду – Москва «Просвещение» 1991.

4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. Линка – пресс Москва 2006.

5. Степанова Л.Г. Запись танца. – Москва 1975.

6. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика. Санкт-Петербург.

7. Яновская В. Ритмика. Издательство «Музыка» Москва 1979.

WordPress Lessons