Музыкальный руководитель:
Тетерюк Виктор Алексеевич
Ты Батуринская моя,
Лучшая в крае станица.
Стоит уехать , но манит она
И ночью снится.
(Сл. А.Снеговской
из песни «Моя станица»)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы: «Оберег», «Истоки», «Горенка», «Гусельки». Наша Родина – это Кубань. Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего.
Понимание данной проблемы явилось ведущим мотивом для разработки модифицированной программы «Батуряночка» по ознакомлению детей с историей и культурой родного края, станицы и предназначена для работы в студии кубанского народно-прикладного искусства «Казачок» и предназначена для углубленного изучения. Программа не случайно названа в честь нашей станицы, так как в ее содержании большая часть отводится ознакомлению и приобщению детей к истории и кубанским народным традициям, обычаям, обрядам, творчеству, фольклору станицы Батуринской.
В процессе занятий творчеством у детей формируются все психические процессы, развиваются умственные, творческие и музыкальные способности.
Формирование разнообразных навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с историей и культурой.
Актуальность программы в том что занятия в студии позволяют расширить знания детей о крае, станице, познакомиться со старинными ремеслами и опробовать их наяву – это работа на прялке, веретене, ткацком станке, вязание на спицах, крючком, плетение из лозы. Дети знакомятся с обычаями, традициями народных праздников, приготовлением некоторых кулинарных блюд и выпечки.
Новизна проекта заключается в том, что знакомство с историческими объектами, обычаями и традициями подтверждается творческой деятельностью и получением конечного результата, получая от этого положительное эмоциональное удовлетворения.
Цель программы реализация комплексного подхода в развитии ребенка; осуществление интеллектуального, нравственного, музыкального развития в процессе экспериментальной трудовой деятельности.
Задачи:
- Познакомить с историческим прошлым родного края, станицы на материале архивов, легенд, преданий, экспонатов музея, рассказов старожилов.
- Познакомить с культурным наследием Кубани /языком,
фольклором, обычаями, обрядами. - Познакомить со старинными ремеслами и опробовать их.
- Научить работать с тестом при выпечке пирогов, пирожков, куличей, пряников
- Научить готовить технологии приготовления блинов, вареников, салатов.
- Познакомить с поэтами, композиторами нашей станицы
народным ансамблем «Батурянка» — ДК ст.Батуринской. - Знакомство с кубанским народным костюмом.
- Разучить с детьми кубанские песни на кубанском языке и
современных авторов. - Познакомить с пословицами, поговорками, загадками Кубани.
- Разучить массовые кубанские народные танцы, игры
станицы Батуринской. - Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине.
- Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества.
Продолжительность реализации программы — 2 года.
Предусматривается 2 этапа работы:
1 – с детьми 5-6 лет (старшая группа);
2 – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Режим занятий при наполняемости группы 12 человек, занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 6 человек в один день во вторую половину дня.
Дни занятий кружка выбирается в зависимости от учебной нагрузки и в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут для детей старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические занятия – беседы, рассказы, экскурсии, объяснение творческих заданий, так и практические – вязание, плетение, вышивание, выпечка пение песен, разучивание танцев и т.д.
Занятия строятся в соответствии с возрастными особенностями. В зависимости от темы материала и степени сложности на занятии могут быть 3-и части, 2-е части и одна часть.
1ч. Теоретическая часть(экскурсия, беседа, рассказ, творческое занятие)
2ч. Практическая часть (Плетение, вязание, вышивание, выпечка и т.д
3ч.Заключительная часть (музыкально-игровая деятельность).
Ожидаемый результат.
- После проведения каждого этапа обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
1 этап.
- Знают свою, станицу, улицу.
- Знают кто такие предки.
- Называют предметы обихода,
- Могут рассказать как хлеб приходит на стол.
- Участвуют в выпекании и приготовлении украшений для праздничного хлеба, пасхального кулича, пирога.
- Могут выполнять нарезку некоторых овощей и фруктов для салатов и украшать их.
- Называют части кубанского костюма.
- Называют изделия прикладного искусства (вышивка, плетение, вязание).
- Умеют плести косички из кусочков ткани.
- Знают и называют народные праздники и основные их традиции.
- Поют песни о станице, Кубани.
2 этап.
- Знают историю Кубани, станицы.
- Знают символику Кубани, называют.
- Выполняют простейшие элементы вязания на спицах, крючком, плетения из лозы.
- Умеют изготавливать новогодние игрушки.
- Знают и называют народные праздники и основные их традиции, обряды.
- Могут месить тесто, делать некоторые украшения для пирогов. Куличей, хлеба.
- Поют кубанские народные песни, песни о станице, Кубани современных и местных авторов
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (41 занятие).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (36 занятий).
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (См.приложение № 1)
4. УСЛОВИЯ
Для выполнения программы разработаны:
- перспективные планы.
- конспекты занятий.
имеются:
- книги с иллюстрациями;
- материал для рукоделий (спицы, крючки, пяльцы, и т.д.)
- подбор кубанских народных песен, песен современных и местных авторов, авторские песни;
- старинные кубанские игры нашей станицы;
- рецепты используемых блюд;
- магнитофон,
- видеомагнитофон.
Оформлены:
- мини-музей «Кубанская хата»;
- Оформлен макет казачьего подворья;
- Работа апробирована в течении 2 лет.
5. КРИТЕРИИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (См.Приложение № 2)
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Рассказы о станице –архивные книга историко-краеведческого музея станицы Батуринской – Сербиненко М.Л., Печерица П.Л.
2. По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) – Краснодар издательство «Советская Кубань»
3. Ты, Кубань, ты наша Родина – Департамент образования и науки Краснодарского края – Краснодар 2004.
4. Кубанская старина – А.В.Маслов – Краснодар 2008
5. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В.А.Маркова, Л.М.Данилина, З.Г.Прасолова. Краснодар, Традиция 2007.
6. Вырезки из газет «Брюховецкие новости».
7. Кулинарная книга «Домашняя выпечка».