МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «БАТУРЯНОЧКА» по озннакомлению детей с историей КУбани, станницы Батуринской

Музыкальный руководитель:

Тетерюк Виктор Алексеевич

                                            

Ты Батуринская моя, 

                                                                             Лучшая в крае станица.

                                                                             Стоит уехать , но манит она

                                                                             И ночью снится.

                                                                                      (Сл. А.Снеговской

                                                                                                 из песни «Моя станица»)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы: «Оберег», «Истоки», «Горенка», «Гусельки». Наша Родина – это Кубань. Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего.

Понимание данной проблемы явилось ведущим мотивом для разработки модифицированной программы «Батуряночка» по ознакомлению детей  с историей и культурой родного края, станицы и предназначена для работы в студии кубанского народно-прикладного искусства «Казачок» и предназначена для углубленного изучения. Программа не случайно названа в честь нашей станицы, так как в ее содержании  большая часть отводится ознакомлению и приобщению детей к истории и кубанским народным традициям, обычаям, обрядам, творчеству, фольклору станицы Батуринской.

В процессе занятий творчеством у детей формируются все психические процессы, развиваются умственные, творческие и музыкальные способности.

Формирование разнообразных навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей  с историей и культурой.

         Актуальность программы в том что занятия в студии позволяют расширить знания детей о крае, станице, познакомиться со старинными ремеслами и опробовать их наяву – это работа на прялке, веретене, ткацком станке, вязание на спицах, крючком, плетение из лозы. Дети знакомятся с обычаями, традициями народных праздников, приготовлением некоторых кулинарных блюд и выпечки.

         Новизна проекта заключается в том, что знакомство с историческими объектами, обычаями и традициями подтверждается творческой деятельностью и получением конечного результата, получая от этого положительное эмоциональное удовлетворения.

Цель программы реализация комплексного подхода в развитии ребенка; осуществление интеллектуального, нравственного, музыкального развития в процессе экспериментальной трудовой деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с историческим прошлым родного края, станицы на материале архивов, легенд, преданий, экспонатов   музея, рассказов   старожилов.
  • Познакомить с культурным наследием Кубани /языком,
    фольклором, обычаями, обрядами.
  • Познакомить со старинными ремеслами и опробовать их.
  • Научить работать с тестом при выпечке пирогов, пирожков, куличей, пряников
  • Научить готовить технологии приготовления блинов, вареников, салатов.
  • Познакомить с поэтами, композиторами нашей   станицы
    народным ансамблем «Батурянка» — ДК ст.Батуринской.
  • Знакомство с кубанским народным   костюмом.
  • Разучить с детьми кубанские песни на кубанском языке и
    современных авторов.
  • Познакомить с пословицами, поговорками, загадками Кубани.
  • Разучить массовые кубанские народные танцы, игры
    станицы   Батуринской.
  • Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине.
  • Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества.

Продолжительность реализации программы — 2 года.

Предусматривается 2 этапа работы:

     1 – с детьми 5-6 лет (старшая группа);

         2 – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).

Режим занятий при наполняемости группы  12 человек, занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 6 человек в один день во вторую половину дня.

         Дни занятий кружка выбирается в зависимости от учебной нагрузки и в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю. Продолжительность занятий  25 минут для детей старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы.

         Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические занятия – беседы, рассказы, экскурсии, объяснение творческих заданий, так и практические – вязание, плетение, вышивание, выпечка пение песен, разучивание танцев и т.д.

Занятия строятся в соответствии с возрастными особенностями. В зависимости от темы  материала и степени сложности  на занятии могут быть 3-и части, 2-е части и одна часть.

1ч. Теоретическая часть(экскурсия, беседа, рассказ, творческое занятие)

2ч. Практическая часть (Плетение, вязание, вышивание, выпечка и т.д

3ч.Заключительная часть (музыкально-игровая деятельность).

Ожидаемый результат.

  • После проведения каждого этапа обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.

1 этап.

  • Знают свою, станицу, улицу.
  • Знают кто такие предки.
  • Называют предметы обихода,
  • Могут рассказать как хлеб приходит на стол.
  • Участвуют в выпекании и приготовлении украшений для праздничного хлеба, пасхального кулича, пирога.
  • Могут выполнять нарезку некоторых овощей и фруктов для салатов и украшать их.
  • Называют части кубанского костюма.
  • Называют изделия прикладного искусства (вышивка, плетение, вязание).
  • Умеют плести косички из кусочков ткани.
  • Знают и называют народные праздники и основные их традиции.
  • Поют песни о станице, Кубани.

2 этап.

  • Знают историю Кубани, станицы.
  • Знают символику Кубани, называют.
  • Выполняют простейшие элементы вязания на спицах, крючком, плетения из лозы.
  • Умеют изготавливать новогодние игрушки.
  • Знают и называют народные праздники и основные их традиции, обряды.
  • Могут месить тесто, делать некоторые украшения для пирогов. Куличей, хлеба.
  • Поют кубанские народные песни, песни  о станице, Кубани  современных и местных авторов

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  (41 занятие).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ   ГРУППЕ (36 занятий).

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (См.приложение № 1) 

4. УСЛОВИЯ

         Для выполнения программы разработаны:

  • перспективные планы.
  • конспекты занятий.

имеются:

  • книги с иллюстрациями;
  • материал для рукоделий (спицы, крючки, пяльцы, и т.д.)
  • подбор кубанских народных песен, песен современных и местных авторов, авторские песни;
  • старинные кубанские игры нашей станицы;
  • рецепты используемых блюд;
  • магнитофон,
  • видеомагнитофон.

 

Оформлены:

  • мини-музей «Кубанская хата»;
  • Оформлен макет казачьего подворья;

 

  • Работа апробирована в течении 2 лет.

 

5.   КРИТЕРИИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (См.Приложение № 2)

 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.    Рассказы о станице –архивные книга историко-краеведческого музея станицы Батуринской – Сербиненко М.Л., Печерица П.Л.

2.    По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) – Краснодар издательство «Советская Кубань»

3.     Ты, Кубань, ты наша Родина – Департамент образования и науки Краснодарского края – Краснодар 2004.

4.     Кубанская старина – А.В.Маслов – Краснодар 2008

5.     «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В.А.Маркова, Л.М.Данилина, З.Г.Прасолова. Краснодар, Традиция 2007.

6.     Вырезки из газет «Брюховецкие новости».

7.     Кулинарная книга «Домашняя выпечка».

WordPress Lessons