Модифицированная программа по акробатике «Акробатика для дошколят». Часть 1.

Инструктор по физической культуре: Тетерюк Надежда Федоровна

 

 Пояснительная записка.

Анализ практической работы в детском саду показывает, что возможности детского организма на физкультурных занятиях используются не полностью, не все виды упражнений, которые не только доступны, но и полезны детям, осваиваются ими. Известно, что в течение 6-7-го года жизни психофизиология ребенка перестраивается, психофизиологические ресурсы с точки зрения выполнения более сложной и длительной деятельности увеличиваются, мотивация к освоению нового повышается. Таким образом, появляются предпосылки для включения в  образовательный процесс более  сложных в техническом и координационном плане упражнений. Именно в этом возрасте детей начинают готовить ко многим видам спорта. Заметив, что дети на занятиях по интересам показывают некоторые элементы акробатических упражнений, но не совсем грамотно и правильно, а некоторые упражнения могут быть опасными без квалифицированной помощи, решила организовать акробатический кружок «Ласточка», который поможет  детям выполнять упражнения правильно и красиво. В кружок набираются дети с хорошим физическим развитием и физической подготовленностью, при отсутствии медицинских противопоказаний в здоровье (Приложение 1 «Паспорт здоровья и физического развития»), по желанию детей и их родителей.

Актуальность программы в том, что занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, быстроту, силу, ловкость, гибкость, вестибулярную устойчивость, совершенствуют координацию и точность движений, самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.

Акробатические упражнения  — открывают для этого огромные возможности. Они положительно влияют не только на двигательные способности физических качеств, но и  на улучшение телосложения, на выработку правильной осанки – что особенно важно, так как в более позднем возрасте исправить ее дефекты значительно труднее.  Акробатические упражнения предупреждают травматизм, так как учат владеть своим телом, группироваться при падении во время двигательной активности, пропагандируют здоровый образ жизни.

Акробатика приобщает к творчеству, воображению, фантазии и  импровизации, в ходе чего у ребенка формируется адекватная оценка и самооценка.

Использование акробатических упражнений  дает не только возможность обогатить и расширить круг доступных ребенку движений, но и формирует устойчивый интерес и желание заниматься спортом, формируются навыки обращения со спортивным оборудованием (ленточки, обручи, мячи, скакалки, гимнастическая скамейка и т.д.)  

Работа базируется по принципу дидактики «от простого к сложному» и принципу оздоровительной направленности: правило – «не навреди здоровью», разнообразие и новизна в подборе акробатических упражнений.

         Новизна проекта в том, что сейчас в работу дошкольных учреждений активно вводится кружковая работа. Изучив статьи из журнала «Дошкольное воспитание» по  программе «Старт» Л.В.Яковлевой, Р.А.Юдиной сделала вывод, что программа разработана исходя из своих возможностей и условий и вводится вместо традиционных физкультурных занятий  для детей с 3 до 7 лет. Для того чтобы  работать по этой  программе не позволяют наши условия и возможности. Акробатические упражнения включаю в физкультурные занятия, но для этого отводится недостаточное количество времени и не позволяет наполняемость группы. В 2006 году обобщив опыт работы по теме «Дополнительные нетрадиционные формы углубленной работы с одаренными детьми в ДОУ», систематизировала в программу «Акробатика для дошколят» для детей 6-7 лет акробатического кружка «Ласточка», которая позволяет углубленному обучению акробатических движений, элементам художественной гимнастики и спортивного танца.

         Цель программы. Углубленное обучение детей акробатическим упражнениям в доступной для них форме и овладение основами художественной гимнастики и спортивного танца. 

Задачи программы.

  • оздоровительные:

— сохранение и укрепление здоровья;

— укрепление мышечного корсета;

— формирование правильной осанки;

— профилактика плоскостопия;

— укрепить мышцы дыхательной  системы,

  • образовательная:

— обучение акробатическим упражнениям,

— формирование двигательных навыков и совершенствование

двигательных способностей – ловкости, силы, гибкости, быстроты

реакции, ориентировки в пространстве,  вестибулярного аппарата;

— научить детей владеть своим телом;

  • развивающие:

— развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и

физическое совершенствование;

  • воспитательные:

         — формирование познавательного интереса и желание заниматься

спортом и радоваться своим достижениям,

  • психологические:

— снятие психологической напряженности;

— воспитание сознательной дисциплины, воли.

         Продолжительность  реализации программы – 1 год с детьми 6-7 лет (подготовительная группа). В зависимости от способностей детей материал может быть сокращен или дополнен.

         Формы проведения занятий различны. Предусмотрены  как теоретические – рассказ, рассказ и одновременный показ упражнений инструктором, беседы с детьми так  и практические – выполнения упражнений, разучивание спортивных танцев, акробатических композиций, выступления на праздниках.

         Режим занятий. При наполняемости группы  12 человек, занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 6 человек в один день во вторую половину дня.

Дни занятий кружка выбирается в зависимости от учебной нагрузки и в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю.

Продолжительность занятий с каждой подгруппой  не более 30 минут.

Структура занятий состоит из 3 частей:

  • подготовительной (ходьба, бег, перестроения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растяжку, расслабление и самомассаж)
  • основной части (акробатические упражнения, группировки, перекаты, кувырки, упражнения на снарядах,)
  • заключительной (подвижные и малоподвижные игры, упражнения на расслабление и дыхание).

Ожидаемые результаты.

  • Овладение детьми акробатическими упражнениями (Приложение 2)
  • Соблюдают правила безопасности занятий акробатикой.
  • После проведения  обучения предполагается овладение детьми, определенными знаниями, умениями, навыками.
  • Выявление и осознание ребенком своих способностей.
  • Умение владеть своим телом.
  • Умение выполнять упражнения самостоятельно, без помощи инструктора, уверенно, четко и осознанно.
  • Умение оценивать свои творческие проявления и давать обоснованную оценку другим детям.
  • Появление устойчивого интереса к занятиям акробатикой.
  • Повышается уровень физической подготовки.
  • Уменьшается процент заболеваемости.

Медико-педагогическая диагностика уровня физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности детей    (см. Паспорт здоровья).

Мониторинг владение детьми акробатическими упражнениями. 

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Выступления детей (спортивные танцы, акробатические композиции) в праздниках : «8 Марта», «День защитников Отечества» «Выпуск в школу», «Папа, мама я  — спортивная семья», «Победы Олимпийские» «День Победы»; гимнастико-акробатический вечер «Цирк зажигает огни»,  «Летние и зимние спортивные праздники», день здоровья «Будь здоровым, будь веселым», на родительских собраниях.
  • Отчеты о работе кружка «Ласточка» на методических объединениях, педсоветах, семинарах – практикумах.
  • Представление обобщенного опыта работы – руководителя кружка.

Представление визитной карточки дополнительного образования акробатического кружка «Ласточка» на краевом форуме 3. Структура и методические особенности занятий.

Занятие состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной.  Из  разнообразных средств и методов избрала такие, которые бы наилучшим образом отвечали образовательным, оздоровительным и воспитательным задачам занятия.

Общее назначение подготовительной части занятия – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части являются: организация группы,  повышения внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма.

Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные вилы ходьбы и бега; несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, танцевальные комбинации, состоящие из основных раннее изученных элементов, которые сопровождаются музыкой. Все эти упражнения используются в умеренном темпе и направлены на подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Общеразвивающие упражнения заменены  элементами акробатики. Упражнения включаются с целью развития у детей подвижности, гибкости и эластичности позвоночника и суставов, совершенствования координации и точности выполнения движений.

WordPress Lessons