Патриотический проект «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

Пояснительная записка.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям,  к малой Родине,  языку, традициям и гордость за свой народ. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Необходимо особое внимание уделять гражданско-патриотическому воспитанию с самых малых лет развития ребенка. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине. Чувство к Родине, начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Надо показать ребенку, что родная  станица славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Станица  – частица Родины.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. У А.С. Макаренко есть прекрасная  заповедь «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, которую необходимо использовать при работе педагога с детьми, и с их родителями.Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества”. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. В воспитании детей дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, их близких людей. Рассказывая об истории Великой Отечественной войне необходимо на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов, рассказов), подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Но формирование нравственно-патриотического воспитания не должно ограничиваться Великой Отечественной войной, необходимо знакомить детей с подвигами из современной жизни – это Афганская, Чеченская война. Использовать рассказы пап и других членов семьи о службе в радах Российской Армии, поднимать ее престиж.

Актуальность.

В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, мы ведем целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием «Родина”, «Защитники Отечества”.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое  время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна,  требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Понимая актуальность данного вопроса, коллектив МБДОУ ДСКВ № 21 «Елочка» разработал патриотический проект  «Защитники Отечества» целью которого стало формирование  нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта в том,  что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: 

  • расширить и уточнить знания детей о защитниках Отечества, об участниках ВОВ, о героях станичниках. Вызвать интерес к истории своей страны,  своей станицы.
  • формировать у детей патриотические чувства,  воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающее у них эмоциональное переживание;
  • пропагандировать современные качества Защитника Отечества в наши дни;
  • активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания  через доступные средства.

 

Для успешной реализации проекта, были определены основные задачи:

  • Расширять представления детей о Российской армии;
  • Воспитывать чувства уважения к российскому воину, и его силе и смелости;
  • Развивать и обогащать речь дошкольников, их эрудицию и интеллект;
  • Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой Родине.
  • Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
  • Познакомить с участниками ВОВ, героями-станичниками,  со станичниками которые трудились в тылу врага, помогали солдатам в годы войны.
  • Познакомить с экспонатами краеведческого музея станицы в зале «Боевой славы».
  • Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
  • Расширить знания детей о родах войск.
  • Организовать посещение памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны в ст.Батуринской и объяснить его значимость.
  • Организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье;
  • Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.
  • Организация домашней беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны – акция «Дорога памяти»);
  • Проведение праздников, посвященных «Защитникам Отечества», с приглашением ветеранов; казаков ст. Батуринской, родителями  и другими членами семьи отслужившими в рядах Российской Армии.

 

Возраст детей на которых рассчитан проект: старшая и подготовительная к школе группа (5-7 лет)

 

Участники проекта: методист, воспитатели групп, воспитанники ДОУ, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, директор краеведческого музея станицы Батуринской, родители.

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный

Срок реализации проекта: с 23 января  по 23 февраля.

 

Форма проведения: занятия, беседы, экскурсии, музыкальные занятия, творческие занятия по рисованию, лепке, аппликации, конкуры, организация военных игр, просмотры мультфильмов о войне, Защитниках Отечества, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, проведение праздников.

 

Ожидаемый результат:

  • Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических, музыкально-творческих мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества, истории ВОВ, ветеранах ВОВ, героях-станичниках, знание родов войск.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

 

Данный проект был апробирован в рамках месячника по оборонно-массовой и военно-патриотической работе в МБДОУ ДСКВ № 21 «Елочка» в 2012 учебном году. Было собрано много полезного и нужного материала для работы по формированию у детей патриотических чувств и в этом учебном году решили продолжить эту работу пополнив ее новыми материалами, интересными занятиями с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка,  самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор исторической литературы,
  • подбор произведений русского народного творчества,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • выставки книг, рисунков,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),
  • использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
  • Материалы Интернет.
WordPress Lessons