«Воспитание у детей нравственно-патриотических черт характера средствами знакомства с творчеством А.С.Пушкина»

Актуальность педагогического опыта.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

Творческое наследие  А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всём своём величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Я, используя свой многолетний опыт, поставила цель:  ввести детей в мир  Пушкина, познакомить детей с основными событиями жизни поэта, которые доступны для понимания дошкольников (детство, лицейские годы, дуэль ), развивать у детей дошкольного возраста интерес к жизни и творчеству великого русского поэта.  Появилась необходимость разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и условия для развития этого интереса.

Развитие интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина станет эффективнее если:

— Разработать модель, включающую содержание, формы и методы, способствующие развитию интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина.

— Систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомление детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.

— Создать педагогические условия, способствующие развитию интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина.

— Создать развивающую среду по данной тематике.

— Оформить в книжном уголке выставку произведений А. С. Пушкина.

Выбрав в своей работе это направление, я определила перед собой единственную цель:  воспитание у детей нравственно – патриотических черт характера средством знакомства с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.

 Для решения этой цели поставила задачи:

— расширить знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

— вызвать интерес к личности поэта;

— познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина, его сказками.

— ввести детей в мир Пушкина;

— показать красоту его поэзии и окружающего мира, через проникновение в мир поэзии А. С. Пушкина.

— воспитывать любовь и интерес к А. С. Пушкину и русской литературе;

— через произведения А. С. Пушкина воспитывать любовь к родной природе и русскому слову;

— через сказочные образы воспитывать справедливость, честность, скромность, доброе отношение к окружающим, взаимопомощь.

Формирование нравственно – патриотических черт характера осуществляю через различные виды деятельности: познавательную, художественно – изобразительную, ознакомление с художественной литературой, развлечение, викторины, кроссворды, дидактические игры, слушание  аудиозаписей, просмотр мультфильмов; с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе положений и задач. Примерной основой взяла «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. В. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Для успешного развития интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина в группе «Роднички» я создала необходимые условия:

  1. Иллюстрации изображений А. С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники).
  2. Выставка произведений А. С. Пушкина.
  3. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина художников Конашевича, Билибина, Серова.
  4. Иллюстрации рисунков А. С. Пушкина
  5. Наглядный материал для ознакомления детей с произведениями поэта.
  6. Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина: «Из какой сказки герой?», «Узнай сказку».
  7. Дидактические игры по стихам А. С. Пушкина: «О каком времени года стихотворение» , «Подбери картинку к стихотворению».
  8. Аудиозаписи сказок А. С. Пушкина.

Планируя работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и поэзией А. С. Пушкина, я старалась подобрать темы, которые были бы интересны детям. Работа проводилась в двух взаимосвязанных направлениях. Первое: знакомство с жизнью поэта, второе: введение детей в мир пушкинской поэзии, знакомство с его стихами и сказками. Всю эту работу я осуществляла на разработанных мною занятиях,  познавательной и изобразительной деятельностью, на прогулках, экскурсиях в природу, развлечениях.

Сказки и стихи Пушкина – это то, с чем обязательно каждый ребёнок должен встретиться. И я стараюсь, чтобы мои воспитанники не просто «прошли» эти произведения, а услышали и вдумались. Прочитав любую сказку поэта, мы много говорили о ней, ведь каждая даёт повод для интересной беседы. Это делается для того, чтобы дети понимали, о чём говорится в сказке, чтобы её герои стали близки детям, чтобы ребята стремились воспитать в себе их лучшие качества: доброту, любовь к близким, скромность, справедливость, трудолюбие, взаимовыручку. Читая сказки А. С. Пушкина, стремилась вызвать у детей положительное отношение к героям сказок и описанным в них событиях.

Следующим этапом стало приобщение детей к лирическим стихам поэта, мне хотелось, чтобы дети знали А. С. Пушкина не только, как автора сказок, но и как великого русского поэта. Опыт показал, что детей затрагивает поэзия, если она близка к тому, что их окружает, поэтому для знакомства с лирикой поэта я отобрала произведения, которые связаны с окружающей ребёнка природой и конечно в соответствии с временами года.  Через лирические стихи поэта я старалась показать красоту русской природы во все времена года, вызвать желание замечать её и любоваться ею; воспитывать любовь к родной природе, а значит и любовь к своей Родине.

Научность.

Много нового и познавательного о жизни и творчестве А. С. Пушкина я узнала из книг: «Отроческие и юношеские годы А.С. Пушкина», автор В. П. Авенариус,(М. «Школа -Пресс»1998 г.) «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (Материал для выставки в школе и детской библиотеке), Иллюстратор Г. Ордынский (М. «Детская литература» 1989 г.); «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (М. «Детская литература» 1982 г.); «Лицей» (мемориальный музей) составитель М. П. Руденская (Лениздат 1976 г.).

Собранный материал я систематизировала, поставив перед собой ряд задач, и для успешного выполнения составила перспективный план, взяв за основу положения и задачи «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

При планировании работы по  ознакомлению детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина,  я старалась подобрать темы и произведения, которые доступны, интересны и понятны детям дошкольного возраста.

 

 Результативность.

В течение четырёх лет регулярно проводилась работа по ознакомлению детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.  Проведя анализ результатов усвоения программы, я получила положительный результат, который удовлетворил меня и родителей. Мои воспитанники познакомились с некоторыми событиями из жизни А. С. Пушкина; знают много стихов поэта; знакомы со всеми его сказками,  узнают их по отрывкам, иллюстрациям, героев сказок узнают по описанию; научились видеть и определять в героях сказок: доброту, смелость, скромность, трудолюбие, зло, коварство, зависть, жадность. Дети стали добрее и терпимее друг к другу, научились видеть положительные черты характера у себя и товарищей и старались вовремя оказать помощь друг другу.

Проведя анализ результатов освоение программы по всем показателям, которые были разработаны на основе поставленных задач, я получила положительный результат, который удовлетворил и меня и родителей. За время эксперимента родители стали ближе и отзывчивее. Родители участвовали в выставках книг по произведениям поэта, оказывали материальную помощь в организации развивающей среды, посещали мероприятия по этой теме. В папке для родителей находятся: консультация «К Пушкину с детства», памятки  со стихами А. С. Пушкина для чтения и заучивания наизусть по возрастам.

 

 

В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, честь, совесть, порядочность, справедливость, добро стоят на последнем месте, необходимо особое внимание уделять  нравственно – патриотическому, духовному воспитанию с малых лет развития ребёнка. И неоценимым помощником в этом является художественная литература, особенно великая наша русская литература, в частности произведения А. С. Пушкина.

Пушкинские сказки с богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, музыкальным звучанием раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Сказочные образы Пушкина дают представление о морали, справедливости, честности, добре, взаимопомощи.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание слушать произведения поэта, рассказы о событиях из его жизни, стараюсь заинтересовать их с первых минут, предварительно продумывая методические приёмы, которые помогают решить поставленные задачи.

Для закрепления интереса к произведениям поэта использовала изобразительную деятельность,  развлекательные мероприятия: кроссворды,

викторины, сказочные турниры, дидактические игры, аудиозаписи сказок А. С. Пушкина.

 

Библиографический список. 

  1. «Отроческие и юношеские годы А.С. Пушкина», автор В. П. Авенариус, (М. «Школа-Пресс»1998 г.)
  2. «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (Материал для выставки в школе и детской библиотеке), Иллюстратор Г. Ордынский (М. «Детская литература» 1989 г.);
  3. «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» (М. «Детская литература» 1982 г.); «Лицей» (мемориальный музей) составитель М. П. Руденская (Лениздат 1976 г.).

 

Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 

 

  1. «Наш Пушкин», автор С. Овчинникова (№ 2 1989 г.),
  2. «Рисунки А. С. Пушкина», автор С. Овчинникова (№ 6 1989 г.),
  3. «Радость встречи с Пушкиным», автор О. Акулова (№ 12 1990 г.),
  4. «Сказки А. С. Пушкина», автор С. Овчинникова (№ 2 1995 г.),
  5. А. С. Пушкин «Детские годы», автор С. Овчинникова (№ 6 1998 г.),
  6. «К Пушкину с детства», автор Н. Добрынина  (№ 2 1999 г.),
  7. «А. С, Пушкин для самых маленьких», автор Л. Павлова (№ 10 1999 г.),
  8. «Я говорю о Пушкине – поэте, действительном в любое время», автор С. Овчинникова (№ 6 2000г.).
WordPress Lessons