Викторина по сказкам А. С. Пушкина. «Там лес и дол видений полны»

Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

«Там лес и дол видений полны»

Подготовительная к школе группа.

Программные задачи: Закрепить у детей знания по произведениям (сказкам) А. С. Пушкина. Продолжать учить детей отвечать на вопросы; узнавать героев сказок по описанию, по иллюстрациям, по сюрпризным моментам. Развивать у детей речь, память путём выразительного чтения знакомых эпизодов из сказок. Продолжать воспитывать интерес к сказкам А. С. Пушкина. Вызвать у детей эмоциональный подъём от общения со сказкой.

Предшествующая работа: Знакомство детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина; чтение произведений А. С. Пушкина; заучивание наизусть стихов А.С. Пушкина; чтение сказок А. С. Пушкина; рассматривание иллюстраций; прослушивание сказок А. С. Пушкина в аудиозаписи; просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина; рисование детьми иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

Материал: Рисунки детей к сказкам А. С. Пушкина, книги А. С. Пушкина, иллюстрации Елисеева к сказкам А. С. Пушкина; эмблемы для команд, мольберт для 5 конкурса; костюмы «Балды» и «Царевны-лебеди»; портрет А. С. Пушкина, мяч, подарки и угощения для детей.

Ход викторины:

Ведущий:

«У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Идёт направо песнь заводит

Налево сказку говорит…»

Этими словами А. С. Пушкин начинает тетрадь, куда записывает сказки своей няни Арины Родионовны. Во что превратились эти записи, мы с вами знаем прекрасно. И вот сегодня мы проводим викторину по сказкам А. С. Пушкина «Там лес и дол видений полны…» В викторине участвуют две команды. Встречаем команду «Лебёдушки» и команду «Богатыри»

(дети заходят под музыку).

Выбираем жюри.

И так мы начинаем!

(звучит музыка, вбегает сказочный герой «Балда»).

Балда:  О, здравствуйте! Куда я попал?

Дети:   В детский садик «Ёлочка».

Балда:  А что это вы нарядные, красивые? Гостей у вас много.   Праздник у вас что-ли?

Ведущий:  У нас викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Балда (к детям): А что вы знаете А. С. Пушкина?

Ведущий:  Конечно, знаем. Мы читаем и учим наизусть его стихи, читаем сказки.

Балда: Сейчас я проверю, как вы знаете А. С. Пушкина.

В каком году родился Александр Сергеевич? (1799г.)

Где родился? (В Москве).

А какое самое любимое время года у Пушкина? (Осень).

А как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна).

Какие сказки он написал? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

Балда:  Ну, молодцы, всё знаете.

Ведущий:  А вообще кто ты такой, забегаешь, задаёшь детям вопросы?    Балда: Я сказочный герой. Угадайте кто я?

Ведущий:  Иванушка-дурачок.

Балда:  Какой Иванушка-дурачок. Я из сказки Пушкина.

Ведущий: Ну, ребята, кто это?

Дети: Балда!

Если не узнали, ведущий: Ну, подскажи ребятам.

Балда: Я ем за четверых,

Работаю за семерых

Люблю вареную полбу.              

Ведущий: Ребята, Балда пришел к нам посмотреть и послушать, как вы знаете сказки Пушкина. Садись, Балда, сюда будешь помогать мне.

Итак, ребята мы начинаем 1-й конкурс у нас «Блиц турнир». Каждой команде я задаю вопросы, а вы быстро на них отвечаете.

Сейчас отвечают «Лебёдушки».

1. Царь из сказки о золотом петушке? (Додон).

2. Что делали девицы вечерком? (Пряли).

3. Сколько раз закидывал старик невод? (Три).

4. Как звали собаку семи богатырей? (Сокол).

5. Какую песню пела белка? (Во саду ли во огороде).

Теперь отвечают «Богатыри»

1. Под чем стоял хрустальный дом? (Под елью).

2. Кем у царя служил петушок? (Сторожем).

3. Сколько лет жили в ветхой избушке старик со старухой? (30 лет и 3 года).

4. Каким свойством обладало зеркальце? (Говорить).

5. Сколько раз старик приходил к морю? (Пять).

Балда хвалит и подбадривает детей

Балда: Хорошо отвечали. А сейчас я задам вопросы про себя. Сначала «Лебедушкам».

1. Зачем Балда пошел к чертям? (За оброком).

2. Кто был младшим братом у Балды? (Заяц).

Теперь «Богатырям».

За какую плату нанялся Балда к попу? (За 3 щелчка).

Чем поп кормил Балду? (Полбой).

Ведущий: 2-й конкурс называется «Ты мне — я тебе». Каждая команда приготовила задания другой команде. Вы читаете отрывки из сказки, а другая команда должна назвать из какой сказки эти слова.

Начинают «Богатыри»:

Бедный бес под кобылку подлез,

Понатужился, понапружился,

Приподнял кобылку, два шага шагнул

На третий упал, ножки протянул.  (Сказка о попе и его работнике Балде).

Ветер, ветер ты могуч

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море,

Всюду воешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?   (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

Теперь свои слова прочитают «Лебедушки».

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растёт ребенок там

Не по дням, а по часам.  (Сказка о царе Салтане…)

Старик не осмелился перечить

Не дерзнул поперёк слова молвить.

Вот идёт он к синему морю,

Видит на море чёрная буря.

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют. (Сказка о рыбаке и рыбке).

Ведущий:  Пока жюри подводит итог у нас музыкальная пауза.

Р. Н. песня «Во саду ли, в огороде».

Слово жюри.

3-й конкурс «Назови героя».

Балда:  Ребята, а давайте поиграем. Но игра не простая. Вот у меня мяч, вы будете под музыку передавать его друг другу, у кого он остановится, тот называет героя из сказок А. С. Пушкина.

Ведущий: А сейчас у нас конкурс «Тёмная лошадка». К нам придёт Красавица-гостья. Я опишу её. А вы угадайте кто это?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама то величава,

Выступает будто пава…»(царевна-лебедь)

Она будет ведущей этого конкурса.

Под музыку входит царевна-лебедь.

Царевна-лебедь: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня. А теперь я хочу, чтобы вы узнали и других героев из сказок А. С. Пушкина. Я опишу сказочного героя, а вы должны угадать, кто это и из какой сказки.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь, была царица;

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»).

 

В сарачинской шапке белой

Весь как лебедь поседелый…(Скопец, звездочет из сказки о золотом петушке).

 

До света всё у него пляшет

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит.(Балда из сказки о попе и его работнике Балде).

 

В дорогой собольей душегрейке

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки(Старуха из сказки о рыбаке и рыбке).

Между тем росла, росла

Поднялась и расцвела

Величава, черноброва

Нраву кроткого такого

(Царевна из сказки о мертвой царевне и семи богатырях).

Царевна-лебедь прощается и уходит.

Ведущий: Жюри подводит итоги, а у нас «Игра со зрителями»

Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и Вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины? (Рыбак).

Женщину с ребенком по поддельному документу выселяют из дома, но в замен она получает благоустроенную виллу на острове. Как зовут ребенка этой женщины? (Князь Гвидон).

Парня нанимают на работу по дому. Потом заставляют заняться рэкетом. Кто хозяин парня? (Поп).

Слово жюри.

Ведущий: Ребята, чтобы книга была красивая и яркая, что нужно?

Дети: Картинки, иллюстрации.

Ведущий: А кто рисует картинки и иллюстрации?

Дети: Художники.

Ведущий: Кто из художников иллюстрировал сказки Пушкина

Дети: Конашевич, Билибин, Серов, Маврина, Елесеев.

Ведущий: И так у нас конкурс «К какой сказке иллюстрация?»

Вот, ребята, перед вами иллюстрация, но она закрыта четырьмя листочками. Листочки пронумерованы. Вы называете номер листочка, я открываю и вы видите часть иллюстрации. Если вы угадываете сказку с первого раза получаете 4-очка, со 2-го раза-3 очка, с 3-го-2 очка и когда иллюстрация откроется полностью получаете одно очко. Но чтобы листочек открылся, вы должны ответить на вопрос. Отвечаете правильно листочек открывается, не правильно — ход передаётся другой команде.

Начинает команда, у которой меньше очков.

Вопросы к 5-му конкурсу.

1. В кого превращался Гвидон, летая в царство Салтана? (Комар, муха, шмель).

2. С чего спорхнул петушок? (Со спицы).

3. Какие меха любила старуха? (Соболя).

4. Какое приданное было у царевны?

(7 торговых городов да 140 теремов).

Вопросы к другой команде.

1. К кому обращался королевич Елисей за помощью? (Солнце, месяц, ветер).

2. В какую сторону бился петушок, извещая о беде? ( На восток).

3. Сколько раз корабельщики приплывали к царю Салтану? (Четыре).

4. В каком государстве жил царь Додон? (В тридесятом).

Ведущий: Пока жюри подводит итоги у нас поэтическая пауза.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зима! Крестьянин торжествуя…» 

Ведущий: Слово для подведения итога предоставляется жюри.

Балда:  Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете сказки А. С. Пушкина, мне очень понравилось у вас. За то, что вы любите и знаете сказки А. С. Пушкина, я дарю вам подарки. Это сладости, а это игрушки. Ну, а теперь мне пора. До свидания!

WordPress Lessons