Автор проекта : Невгодовская Татьяна Ивановна
Учитель- логопед МБДОУ ДСКВ № 21
2014 год
Название проекта: «Волшебная пуговка»
Участники: Дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6 лет.
Вид проекта: творческий, групповой.
Масштаб: Проект реализуется с сентября по март.
Обоснование проблемы
Учёные – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движение всей рукой и телом.
Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребёнка зависит от многих факторов и на прямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребёнка, то и развитие речи ребёнка находиться в пределах нормы и соответствует возрасту.
Мелкую моторику рук развивают:
- Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности
- Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку
- Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать- разжимать, выливать –наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия.
- Рисование карандашами, фломастерами, кистью.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, одевание и раздевание и т.д.
Я остановлюсь подробнее на развитии мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц.
Играя с пуговкой, твори
И непременно – говори!
Друзьям своим ты покажи
И папу с мамой научи,
Как новые узоры из пуговиц собрать
И мелкую моторику успешно развивать.
Я работаю в коррекционной группе с детьми с ОНР. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Поэтому я считаю, выбранную мною тему актуальной для детей дошкольного возраста, а тем более для детей с общим недоразвитием речи. Так как, развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Тонкая моторика развивается у ребёнка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. Учитывая важность этой проблемы, у меня возникла идея создания проекта «Волшебная пуговичка».
Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребёнок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных ( моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь.
Цель
Развивать речь детей через укрепление и развитие мелкой моторики с помощью пуговиц. Формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредствам познавательно-исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей.
Задачи
- Познакомить с историей пуговицы
- Формировать представление о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете и величине.
- Развивать мелкую моторику в процессе продуктивной деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных материалов.
- Создание развивающей среды для выражения творческого потенциала детей в повседневной и самостоятельной деятельности.
- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
Методы и приемы:
Словесные
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворных текстов наизусть
Загадывание и разгадывание загадок
Беседы с детьми
Рассказ детей
Объяснение
Указания
Вопрос
Практические
Дидактические игры и упражнения
Наглядные игры-занятия
Метод практических работ
Наглядные
Наблюдение
Рассматривание иллюстративного материала
Наблюдение за деятельностью педагога
Показ картинок, игрушек
Действия с предметами
Стратегия и механизм реализации
1 этап- подготовительный
— изучение методической литературы и литературы познавательного характера по теме проекта.
— Подбор иллюстративного, дидактического и наглядного материала.
— Знакомство детей с проектом.
— Знакомство родителей с проектом.
2 этап – основной
— Довести до участников проекта важность данной проблемы.
3 этап – аналитический
— организация фотовыставки «Чудо пуговица»
— выпуск буклета «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»
— методические рекомендации по развитию мелкой моторики с помощью пуговиц для воспитателей и родителей.
1 этап – подготовительный
Виды деятельности
1.Подготовка методического обеспечения.
2.Знакомство детей с проектом.
3. Знакомство родителей с проектом.
Методы и формы работы
1.Подбор, изучение методической литературы и литературы познавательного характера по теме проекта. Подбор иллюстрированного, дидактического и наглядного материала.
2.Сказка А. Гайдуковой «Сказка о пуговице».
Задачи:
1. Познакомить детей с произведением А. Гайдуковой
«Сказка о пуговице».
2. Развивать слуховое внимание.
3.Воспитывать у детей желание проявлять интерес к предметам окружающего мира.
3.Беседы с родителями. Привлечение родителей к взаимопомощи.
2 этап — основной
Виды деятельности
1.Подготовка оборудования и пособия.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
Методы и формы работы
1.Изготовление и приобретение демонстрационного материала: иллюстрации, картинки, дидактические игры, пособия.
2.НОД « История пуговицы».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах.
2. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.
3. Совершенствовать навык выкладывания изображения из пуговиц.
Чтение стихов о пуговицах.
Воспитывать интерес к поэзии.
Художественное слово:
— разучивание стихотворения Т.Ефимова « Пуговицы вредные»
Развивать память, интонационную выразительность речи.
— Вечер загадок и пословиц о пуговицах,
Учить детей разгадыванию загадок;
Развитие логического мышления.
— Литературный материал « Сказки о пуговицах»
Учить детей придумывать рассказы, сказки по данному началу.
Формировать умение развивать сюжет, придумывать концовку.
Аппликации из пуговиц и паеток:
« Деревья осенью»
« Фрукты»,
«Овощи»
« Подарок к Дню матери».
« Насекомые»
« Одежда»,
« Выкладывание букв»,
« Изготовление новогодней игрушки»,
« Украсим ёлочку»
« Выкладывание сюжетных картинок по сказкам» « Изготовление открытки для папы»
Игры:
«Выложи узор»,
«Найди лишнюю, одинаковые
« Звуковая линейка»,
« Разноцветные пуговки»
« Мазайка из пуговиц»
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Развивать мышление, фантазию;
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Буклет
«Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»
3.Консультации:
« Развитие мелкой моторики»,
« Пальцы помогают говорить»,
« Игры для маленьких ручек и пальчиков»,
« 20 необычных игр с пальчиками».
3 этап — заключительный
Виды деятельности
Подведение итогов работы.
Методы и формы работы
Выставка детских работ «Волшебная пуговка».
Изготовление альбома « Волшебная пуговка».
мониторинг
анкетирование родителей
Ожидаемые результаты:
1. Развитие мелкой моторики рук, через игры с мелкими деталями- пуговицами.
2.Пополнение знаний о такой необходимой в жизни человека вещи, как пуговица.
3.Создание развивающей и познавательной сферы в группе и дома.
4.Повышение активности родителей в речевом развитие детей.
Мониторинг
Работу по развитию мелкой моторики в дошкольном возрасте, я начала с мониторинга, который я провела в старшей группе нашего детского сада на начало проекта и в завершении проекта.
Детям были предложены следующие задания:
застёгивание пуговиц
завязывание шнурков;
накручивание ленточек на палочку
складывание разрезных картинок, собирание мозаики;
нанизывание пуговиц разного размера;
работа с счётными палочками
Средний уровень группы | Всего детей | Н | С | В | |||
Начало проекта (сентябрь) | 15 (100%) | 7 | 47 % | 5 | 33 % | 3 | 20 % |
Завершение проекта (февраль) | 15 (100%) | 3 | 20 % | 7 | 47 % | 5 | 33 % |
Анкета, проведенная с родителями
Анкета для родителей
на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы:
Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
— Да
— Затрудняюсь ответить
— Нет
В каком возрасте нужно начинать ее развивать?
— В младенчестве
— 3-4 лет
— 7 лет
Какие игры используете для развития моторики рук дома?
____________________________________________________
____________________________________________________
Какой нетрадиционный материал используете в работе?
— Крупа, природный материал
— Пуговицы, бусины
— Иголки, нитки
— Конструктор, мозаика
— Кубики, пирамидки, матрешки
Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
— В детском саду
— ТВ
— В интернете
— Подсказывает своя интуиция
Какая форма работы с логопедом по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
— Родительское собрание
— Мастер – класс
— Индивидуальная беседа
— Консультации в родительском уголке
— Никакая, информации хватает вполне.
показала:
30% родителей — затруднились с ответами на вопросы анкеты;
40% — частично смогли ответить на вопросы;
30% — ответили на поставленные вопросы по теме.
Анализируя результаты анкеты родителей, я сделала подборку консультаций для родителей:
« Развитие мелкой моторики»,
« Пальцы помогают говорить»,
« Игры для маленьких ручек и пальчиков»,
« 20 необычных игр с пальчиками».
Буклет
«Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»
Результативность.
Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что процент детей группы со слабо развитой мелкой моторикой снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Подводя итог, хочется отметить — участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Поэтому я считаю, выбранную мною тему актуальной для детей дошкольного возраста, а тем более для детей с общим недоразвитием речи. Как подчёркивает М. М. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!
Библиографический список
- Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. СПб.,2005
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,2003.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.,2003.
- Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для— застёгивание пуговиц, кнопок, крючков
- Материалы журнала «Дошкольное воспитание».
- Материалы интернета